Привет всем друзья. Сегодня мы будем размышлять над очень непростой и глубокой темой, тему от которой многие просто предпочитают не думать – феномен смерти или наше отношение к ней.
Умирание и смерть очень часто являются предметом обсуждения людей с разными философскими взглядами и разными системами ценностей, с разным жизненным опытом. Одна рассматривается только как биологический факт, а другая как социальный факт и, наконец, в качестве окончательного момента человеческого существования. Этот личный опыт смерти, например, смерть любимого человека, является наиболее распространенной причиной нашего интереса к таким вопросам. Сегодня в мире очень активно распространяется афирмация жизни не способствующая размышлениям о кончине. Смерть рассматривается как нечто постыдное, неприличное и, таким образом изменяются похоронные практики — общество пытается создать новое лицо в свете экономики и прагматики.
Отношение к смерти
Но не всегда смерть была запретной темой. В разные периоды человеческое отношение к конечному этапу своего жизненного пути изменяется в зависимости от преобладающего социального настроения, моды и доминирующей философии.
Почти до конца восемнадцатого века смерть являлась частью традиции, чем-то очень собственным, можно сказать, конфиденциальным и оформленным в четко определенные рамки церемоний, была естественной частью жизни. Глубокие изменения касательно смерти уже началось в шестнадцатом веке. Большие изменения появились со сменой чувствительности, начало культурной инверсии (вы также можете рассматривать его как предвестник инверсии сегодня). Смерть стала выглядеть насильственной и коварной, и вызывала страх.
В наше время — то, что было далеким, стало приближённым и теперь стало пугать, и очаровывать, вызывать то же болезненное любопытство что и, виды излишеств, таких как секс и эротика. С сегодняшней точкой зрения, это может показаться странным, что этот период «деградации» был одновременно период рационализма, развития технологий, медицины, веры в прогресс и победу над природой. На этот раз, однако, сильная основа, терпеливо построенная тысячами лет, к покорению природы современной науки сломалось в двух местах, расположенных близко друг к другу, и которые вскоре перестали различать. Это были пробелы, вызванные действием силы любви и смерти. Выше определенного порога боли и удовольствия, страдания. Эти эмоции вызвал и желание, и страх.
С начала XVIII века изменения в отношении человека к смерти, достигла своего апогея в ХХ веке. В основном это было связано с кризисом чувства обобщённости, изменившееся в пользу индивидуализма. Огромный и бесформенный конгломерат, который сегодня мы называем обществом, был создан полностью за счет принуждения и контроля, но всё-таки через него протекают мощные потоки, вызывающие кризис и митинги единства в знак протеста. Одно из этих течений вызвало массовый бунт против смерти. Более конкретно, это движение вызывало стыд перед смертью. Общество перестало бояться, и начало действовать так, будто ее не существует. По мнению Ариеса Пэто является прямым следствием окончательной настройки зла.
Страх перед смертью
Уже в восемнадцатом веке начали подвергать сомнению власть сатаны, отрицать его существование. Вместе с исчезновением ада, и наступило исчезновение всех видов грехов, духовное и нравственное зло, не считали их человеческими характеристиками, а скорее ошибками общества, которые можно было бы избежать с помощью эффективной системы надзора (и наказания). Общее развитие знаний, нравственности и организации должно была привести все человечество к всеобщему счастью. Но в девятнадцатом веке, осталась совершенно неподвижно препятствия, физические страдания и смерть.
Которых человек не мог удалить с помощью закона или прогресса. Романтизм обошел это препятствие, а даже привел к его ассимиляции. В своих произведениях они стремились всеми средствами, добиться того чтобы украшать смерти, своим бурным воображением и народным фольклором — создавая антропоморфический подземный мир. Сохраняя древние сосуществование с болезнью, страданием и муками, которые бы не вызывали отвращения, а сострадание.
Ответом науки на физическую боль, страдание, было быстрое развитие медицины. Поставленная цель перед наукой еще в восемнадцатом веке была почти достигнута. Зло не прилегало плотно к человеку, не отождествляется с ним, так как это провозглашали религии, особенно христианство.
Но так как нет больше зла, то что делать со смертью? Современное общество игнорирует смерть, делая вид перед собой, и другими вид будто бы никакой проблемы и не существует. Смерть становится запретной темой. Это наиболее очевидно в средствах массовой информации, где в каждом конкретном случае, каждая смерть создается тривиальным, даже гротескным зрелищем.
Без сомнения, на данный момент мы имеем дело с явлением обратной смерти. Удаление смерти видимой поверхности жизни, трансформации отношений между умирающим и его окружения, происходит вплоть до середины XIX в, и усилилась после Первой мировой войны. Формируется своеобразный, больничный стиль умирания, который пришел на смену смерти дома, среди родных и близких.
Табу
В широком диапазоне также появились стремление к накладыванию табу на дискуссии о смерти, а именно говорить об этом даже между близкими членами семьи и сокращение участия близких умерших в погребальных обрядах. Параллельно было явление отрицание смерти пост романтического направления, красивый акцент на отношение к ней, вытыкалось отвратительное уродство, традиций содержания трупа дома.
Прямым следствием этого кризисного явления, является уродство смерти. Это понятие сконструировал и описал в 1955 году, Джеффри Горэр, американский антрополог. Выявлены явные аналогии с сексуальной стыдливостью на пути признания смерти, состоящий из умалчивания об этом. Указывая на этот важный факт — резкое падение количества естественных смертей в сопоставлении с внезапной смертью, представленной в средствах массовой информации.
Естественная смерть все чаще остаётся невидимой, а внезапная смерть играет важную роль в образах данной массы потребителей — в детективы, триллеры, вестерны, военные и шпионские истории, научной фантастики и жуткий комикс. Горэр обращает внимание на сходство между творениями фантазии, которые вызывают наш интерес в тайны секса, и те, которые толкают нас в направлении тайны смерти. Ни один из этих типов изображений не может иметь глубину, они совершенно нереалистичны и их целью является полностью шокировать зрителя. Это, безусловно, оказывает негативное влияние из-за гротескного отношение к смерти, поверхностность его зачатия и, следовательно, — его презрение.
Как справиться с депрессией?
Тема нашей статьи сегодня, как видите весьма философская и далеко не всеми принимаемая (впрочем, как уже и писалось выше). Одной из стадий принятия смерти является стадия депрессии – это неизбежный этап в данном процессе. Как справиться с депрессией? Ответ на этот вопрос у каждого свой. И, тем не менее существует ряд методов. Каких? Узнайте нажав на ссылку. Даже в данном случае, в рамках той темы, которую мы сегодня рассмотрели — это необходимость, которая значительно облегчат наше психологическое состояние.
С уважением,